malcovsky (malcovsky) wrote,
malcovsky
malcovsky

Category:

Использование техники Dodge&Burn.

Источник: fstoppers.com Автор: Julia Kuzmenko McKim
Техника Dodge&Burn пришла к нам из времен пленочной фотографии, когда параметром яркости света на фотографии можно было манипулировать только при помощи изменения длительности экспозиции светочувствительной фотобумаги.
[Читать далее...]
И, несмотря на то, что об этой технике было немало сказано и написано, мы постараемся пролить свет на некоторые аспекты, которые не упоминаются в большинстве подобных уроков.
Из Википедии: Dodging and burning – это термины, пришедшие из пленочной фотографии, они описывают технику, которая использовалась во время печати, чтобы управлять экспозицией на определенных участках фотографии. Dodging – осветление, burning – затемнение.
Ссылаясь на свой преподавательский опыт, я могу сказать, что та тема, о которой пойдет речь в этой части руководства, является недостающим звеном между изучением данной техники и её успешным практическом применении в процессе ретуши.
В этом уроке вы вспомните школьные уроки рисования, мы разберемся, что придает двухмерным объектам на картинках ощущение объема и плоскости. А во второй части мы совместно с ретушерами поговорим о непосредственном применении данной техники.
Для начала давайте проясним один важный момент. Техника всегда остается техникой, и без определенных знаний о поведении света и анатомии человеческого тела, она не принесет вам никакой существенной пользы. Вы должны понимать основы визуализации света и тени, а также с вниманием отнестись к анатомии человеческого лица и тела.

Создание объемных объектов на двумерном холсте

При помощи техники D&В вы можете не только выравнивать поверхность объектов (к примеру, кожу модели, если это beauty или fashion съемка или поверхность продукта, если это предметная фотография), но еще и создавать контуры и прорисовывать объем.
При умелой манипуляции вы сможете даже изменить форму лица, сдвигая тени и блики. Итак, давайте узнаем, почему эта техника является столь мощным инструментом.
Я начну объяснение с рисунка сферы. Что? Разве это сфера? Верно, этот рисунок не похож на трехмерный объект, пока что это просто серый круг.



Но если я, вооружившись мягкой белой и черной кистями, начну прорисовывать тени и блики, то в скором времени круг превратится в объемную сферу.



А разница лишь в нескольких мазках кисти, которые продемонстрированы на изображении ниже.



Как же мне удалось превратить круг в сферу? На помощь пришло знание физического поведения света.
Это фундаментальная основа, которую осваивают художники, прежде чем перейти к каким-то более продвинутым техникам рисования, это должно быть справедливо и для ретушеров.

Азбука визуализации света и тени

1. Блик

Блик на поверхности объекта образуется в области, на которую попадает прямой свет. Этот участок расположен ближе всего к источнику, от которого исходит свет и он является самым ярким участком, освещаемым данным источником.

Области поверхности объекта, расположенные дальше от источника света, не могут быть ярче блика. Исключение составляют случаи, когда освещаемая поверхность имеет различную отражательную способность. К примеру, блики на человеческом лице могут быть на глазах (влажная поверхность глазных яблок), на лбу и на носу (часть лица, расположенная ближе всего к источнику света) и на губах (к примеру, блеск для губ имеет очень высокую отражательную способность).

2. Переходный свет, средние тона

Свет обволакивает объект, постепенно ослабевая по мере распространения по его поверхности.

То, как происходит переход от светов к теням, зависит от угла, под которым расположена поверхность объекта относительно источника света, и конечно, от расположения зрителя. Снижение освещенности будет менее заметно на поверхностях, которые обращены к источнику света. Граница света и тени наиболее заметна на поверхностях, которые находятся под небольшим углом к источнику, но так или иначе частично подвергаются воздействию света.



Я считаю крайне важным для ретушеров понять свойство этого элемента света и теней – средние тона, поскольку работая с техникой Dodge&Burn, мы преимущественно имеем дело с участками перехода из света в тень.
По моим личным наблюдениям начинающие ретушеры игнорируют одно немаловажное физическое свойство: на поверхности объекта, находящейся в зоне переходного света (средние тона), участки, расположенные дальше от источника света никак не могут быть ярче участков, расположенных к этому источнику ближе, при условии, что объект освещается одним источником прямого света.
Чем ровнее и сглаженней поверхность объекта, тем мягче переход из света в тень.
В противном случае поверхность объекта кажется пятнистой и бугристой – наш мозг принимает эту яркостную неравномерность, как выпуклости и впадины. Неровные участки ловят на себе свет и отбрасывают тени. Избавляясь от этой яркостной неравномерности, мы создаем иллюзию более гладкой и ровной поверхности.
Именно для этого мы и используем технику Dodge&Burn, когда нам необходимы локальные коррекции светотеневого рисунка, к примеру, на коже или при предметной ретуши.

3. Тень

Объект блокирует свет и отбрасывает тень на участок, расположенный за этим объектом.
Глядя на то, насколько мягкие или жесткие границы тени, мы можем определить, какой источник света был использован для освещения сцены и то, насколько далеко источник был расположен от объекта.
Самым темным участком тени является зона, расположенная ближе всего к объекту, по мере отдаления от объекта тень смягчается.
Тень может иметь разные цветовые оттенки, если вблизи расположены объекты с цветными поверхностями или, к примеру, когда тень подсвечивается более слабым источником света с цветным гелем.

4. Абсолютная тень

Абсолютная тень – самый темный участок теневой зоны, который не подсвечивается ни основным источником света, ни светом, отраженным от других поверхностей. Эта область является самой темной и не может быть светлее средних тонов.

5. Отражённый свет

Существует понятие отраженного света. Отраженный от поверхностей других объектов свет подсвечивает теневые области предмета. Этот свет создает или разрушает освещение на картине или на фотографии, он придает объектам объем. К сожалению, начинающие художники/фотографы этим важнейшим моментом часто пренебрегают. Эта область должна быть ярче простой тени и абсолютной тени.

Как все это связано с техникой Dodge&Burn?

А теперь, держа в голове все вышесказанное, давайте посмотрим на то, что может сделать техника Dodge&Burn, когда перед нами оказывается объект, поверхность которого не так равномерна, как нам хотелось бы.
Вот так от неровной, бугристой поверхности я пришла к гладкой и однородной за 6 шагов коррекции Dodge&Burn. Первые шаги я уделила мелким неровностям (локальная коррекция), а затем работала над “глобальной” коррекцией светотеневого рисунка на всем предмете, совершенствуя форму сферы.

Мышка или планшет

Для начала хочу отметить, что вполне можно заниматься ретушью, используя простую компьютерную мышь, но мала вероятность того, что вам удастся достичь выдающихся результатов. Если вы хотите в разы ускорить свой прогресс и работать с комфортом, настоятельно советую приобрести графический планшет. Сегодня планшеты Wacom стоят в 5-7 раз дешевле, чем в то время, когда я только начинала заниматься ретушью, поэтому вас не должна пугать стоимость, если вы собираетесь заниматься этим делом всерьез.
Поначалу ретушь при помощи стилуса может показаться крайне неудобной, но вы привыкните в считанные дни. И как только это произойдет, вы никогда больше не захотите вернуться к мышке. Стилус в руке ощущается намного натуральнее. Вы можете контролировать толщину мазков, прозрачность и цвет при помощи чувствительности к нажатию. Чем выше эта чувствительность, тем более отзывчив планшет соответственно, а значит, вы обладаете большим контролем над процессом ретуши.

Размер планшета


Я считаю, что графические планшеты для ретушеров должны быть маленькими, поскольку ретушерам, в отличие от цифровых художников, во время работы достаточно перемещать только кисть, а не всю руку. Чем больше рабочая поверхность планшета, тем, соответственно, большие придется совершать движения рукой, чтобы сделать мазок, часто приподнимая руку, что в свою очередь будет перерастать в напряжение в области плеча и спины.
Поэтому я предпочитаю работать с небольшими планшетами, хоть и работаю на 27-дюймовом экране. Первой моей покупкой был планшет Intuos 3 среднего размера, я ошибочно предположила, что мне необходим большой планшет, но позволить себе смогла только планшет среднего размера (на тот момент он стоил $499). Затем я приобрела маленькую версию Intuos 4 и до сих пор работаю только на нем.
Прежде чем вы приступите к работе с новым планшетом, установите драйвер последней версии с официального сайта производителя и займитесь настройками самого планшета. Убедитесь в том, что в режиме работы вы выбрали Перо, а не Мышь. В настройках рабочая поверхность планшета должна соответствовать полному размеру экрана.



Затем настройте чувствительность пера. Лично я всегда выбираю самое мягкое перо, за счет чего мазки получаются мягкими и соответствуют размеру пера. Если вы зададите параметры для жесткого пера, то размер мазков окажется гораздо меньше выбранного размера кисти.



Настройки кисти в Photoshop

Чтобы открыть панель настроек Кисти в программе Photoshop, вы можете либо нажать клавишу F5, либо выбрать раздел Brush в меню Window или же выбрать соответствующую иконку в строке меню, как на иллюстрации, представленной ниже.



А теперь давайте ознакомимся с наиболее важными параметрами, представленными в панели Brush, и настроим кисть для наиболее эффективного и точного применения техники Dodge&Burn.
Для настройки кисти в данном случае имеют значение лишь несколько параметров: Форма отпечатка кисти (Brush Tip Shape), Динамика формы (Shape Dynamics), Передача (Transfer). Я покажу вам важность некоторых из этих настроек, включая Интервал (Spacing). И вместо того, чтобы тратить ваше время, рассказывая об остальных параметрах, я предложу вам скачать набор кистей, который был специально создан для этого урока.
Параметр Интервал (Spacing) отвечает за регулировку расстояния между каждым отпечатком кисти в штрихе и влияет на интенсивность мазка. Во вкладке Форма отпечатка кисти (Brush Tip Shape) установите значение для Интервала равное 25%: большее значение приведет к тому, что штрих превратится в ряд точек, а любое значение меньше сделает его гораздо шире.


Во вкладке Динамика формы (Shape Dynamics): Колебание размера (Size Jitter) – 0%, а в графе Контроль (Control) выберете Нажим пера (Pen Pressure). Если при изменении той или иной настройки появляется восклицательный знак, то значит, вам необходимо обновить драйвер для вашего планшета.
Минимальное значение для диаметра – 50%, однако, этот параметр зависит от ваших собственных предпочтений. При меньшем значении вы сможете создавать более тонкие штрихи, изменяя во время рисования силу нажима на перо. Увеличивая диаметр, мы получаем большие и мягкие штрихи. Таким образом, в большинстве случаев самым оптимальным вариантом является значение 50%.
Не забывайте отключать функцию Аэрограф (Airbrush) в панели настроек. В противном случае вы можете случайно затронуть большую площадь, чем необходимо, если будете долго держать перо в одной точке.

Непрозрачность кисти и Нажим

Для работы с техникой Dodge&Burn желательно использовать кисть с очень низкой интенсивностью, благодаря чему возможно медленно и аккуратно выстраивать желаемый эффект при помощи множества штрихов. Для этого мы можем либо уменьшить непрозрачность, либо нажим кисти. Перед новичками всегда встает вопрос, какой же из этих двух параметров стоит регулировать.
Вкратце, это зависит от того, как вы работаете с пером. Что касается меня, я предпочитаю понижать Непрозрачность и оставлять Нажим на значении 100%, поскольку после каждого штриха я сразу отрываю перо от планшета. Это моя привычка. А другой ретушер понижает Нажим и оставляет Непрозрачность на 100%, так как добивается интенсивности эффекта, не отрывая перо от поверхности планшета.

Инструменты Dodge&Burn

Несмотря на то, что многие мои коллеги, как и я сама, не прибегают к использованию родных инструментов Dodge и Burn, они все-таки есть в программе Photoshop, и ими также можно пользоваться. Но существует несколько нюансов, о которых вы должны знать.
Говоря вкратце, инструмент Dodge осветляет пиксели, а Burn затемняет. Самый быстрый и простой способ использования этих инструментов – создать копию слоя и работать на ней. Вы можете переключаться между этими инструментами, удерживая клавишу ALT.
Но в работе с этими инструментами существуют некоторые недостатки. Они довольно агрессивны, и контролировать интенсивность их воздействия сложно. Их функционирование основано на алгоритмах Color Burn (Затемнение основы) и Color Dodge (Осветление основы), которые обычно катастрофически изменяют исходный цвет даже при самом незначительном воздействии. В конечном счете, вместо слегка осветленных участков вы получаете перенасыщенные, яркие пятна.



Однако, есть несколько способов сдерживать чрезмерное воздействие данных инструментов.
В первую очередь уменьшите значение Exposure (Экспозиция) для инструмента до 1-10%. Также вы можете снять отметку напротив графы Protect Tones (Защитить тона), чтобы предотвратить перенасыщенность в осветленных областях, но тогда существует вероятность того, что цвета претерпят некоторые изменения, поэтому лучше бороться с перенасыщенными областями на следующих этапах ретуши.
И еще одним контр-действием может быть использование нового слоя, заполненного 50% серым, с режимом наложения Мягкий свет (Soft Light). Это в разы сократит цветовое искажение и смягчит воздействие данных инструментов.
Чтобы быстро создать такой слой зажмите клавиши Shift + Command (CTRL) + N, в появившемся окне выберите режим Soft Light (Мягкий свет) и поставьте галочку напротив команды Fill with Soft-Light-neutral color (50% gray) (Заполнить мягким нейтральным цветом 50% серый).



Но даже при таком условии вы не спасетесь от проблемы перенасыщения, и будете вынуждены вносить исправления при дальнейшей работе. После завершения работы с инструментами Dodge&Burn используйте новый слой с режимом наложения Цветовой тон или Цвет, чтобы перекрыть перенасыщенные участки необходимыми цветами и тоном.

Источник: fstoppers.com Автор: Julia Kuzmenko McKim


Вернуться к советам...

HotLog


Никнейм malcovsky зарегистрирован!
Tags: советы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments